Конституционное право Пятница, 26.05.2017, 10:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Сдам ли я экзамен?
Всего ответов: 604

2 августа 2010 года Президент подписал Указ № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности».
 
Официальную публикацию Указа можно посмотреть на сайте Российской газеты по этой ссылке.
Графическую копию Указа можно посмотреть на сайте Президента РФ по этой ссылке.
Графическую копию Указа с правкой Президента РФ можно посмотреть на сайте Президента РФ по этой ссылке.
Издание данного Указа вызывает ряд вопросов правового характера. Подробнее здесь.
 
      1. Определяя свое право на издание данного Указа, Президент РФ сослался на ст. 80 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Эти нормы не дают Президенту РФ право объявлять чрезвычайную ситуацию. Если исходить из названного Федерального закона, правом «объявлять чрезвычайную ситуацию» не наделяется ни Президент РФ, ни другие субъекты.
      В соответствии с ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
 
 
      2. В соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ (ст. 1) «Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Ключевое слово здесь «обстановка». Можно ли в правовом смысле «объявить обстановку»? Закон такого не позволяет.
      Но что же он допускает и откуда появляется «чрезвычайная ситуация»?
      Статья 1 Закона № 68-ФЗ дает еще одно понятие «Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация». Здесь законодатель дает понять, что чрезвычайная ситуация это не правовой режим, как например, чрезвычайное положение, это фактическое положение дел на определенной территории. Поэтому законодатель позволяет лишь определить «зону чрезвычайной ситуации».
      Статья 5 Закона № 68-ФЗ определяет субъекта, уполномоченного определять зону чрезвычайной ситуации – «Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций». Как видно, даже и зоны чрезвычайных ситуаций Президент РФ определять не может.
 
 
      3. Пунктом 2 Указа Президент РФ вводит «временное ограничение допуска граждан на определенные территории и осуществление на них хозяйственной деятельности». Как известно ограничение прав граждан допускается лишь федеральным законом в конституционно установленных целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Полномочия Президента РФ в сфере защиты граждан от чрезвычайных ситуаций закреплены в ст. 8 Федерального закона № 68-ФЗ. Правом вводить ограничение конституционных прав граждан (в т.ч. право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ)) статья 8 закона Президента РФ не наделяет.
      В соответствии с ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
 
 
      4. В Указе не содержится норма о введении его в действие. При этом сайт Российской газеты утверждает, что Указ вступил в силу в день подписания – 2 августа, а официальная публикация состоялась 4 августа.
      Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
      Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 ««О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (п. 5, 7) - «Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу».
      Получается, что Российская газета считает Указ № 966 ненормативным, а потому вступающим в силу с момента подписания.
      Даже если согласиться с ненормативностью данного Указа требование ч. 3 ст. 15 Конституции РФ никто не отменял.
 
      Отсюда можно констатировать два факта:
      1). Между Указом № 763 и Конституцией РФ есть расхождения.
      2). Указ № 966 не мог вступить в силу ранее, чем после опубликования.
 
 
      5. Еще одна довольно любопытная вещь. На сайте Президента выложена графическая копия Указа № 966 в первой редакции, где рукописно Президентом РФ исправлено название указа с «О мерах по обеспечению пожарной безопасности» на «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности».
 
      Вопрос: Кто сделал Указ № 966 неконституционным?
 
 
 
ТЕКСТ УКАЗА И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФЗ № 68
 
 
 
Указ Президента Российской Федерации
 от 2 августа 2010 г. № 966
 "Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности"
 
      В связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности: горят леса и торфяники. Пожары привели к гибели людей, утрате жилья и имущества граждан. В целях защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановляю:
 
      1. Объявить чрезвычайную ситуацию, связанную с обеспечением пожарной безопасности, в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях (далее - субъекты Российской Федерации).
       2. Временно ограничить допуск граждан на определенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации территории и осуществление на них хозяйственной деятельности во избежание создания условий, приводящих к возникновению пожаров в лесах и на торфяниках, а также к гибели людей, утрате их жилья и имущества.
       3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: а) определить территории, на которых может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности; б) временно ограничить допуск граждан на определенные территории и осуществление на них хозяйственной деятельности; в) определить срок, на который вводится чрезвычайная ситуация; г) довести информацию, предусмотренную настоящим пунктом, до сведения граждан и организаций.
       4. Привлечь к ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.
       5. Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами государственной власти субъектов Российской Федерации определить силы и средства, необходимые для ликвидации и предупреждения пожаров.
      6. Министерству внутренних дел Российской Федерации принять меры по обеспечению режима противопожарной безопасности на определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориях.
      7. Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации: а) принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим в результате пожаров; б) оказать необходимую помощь в обеспечении жильем граждан, лишившихся его в результате пожаров; в) выплатить в установленном порядке компенсации за утраченные жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате пожаров.
      8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации привлечь общественные организации и добровольцев к тушению пожаров.
 
Президент Российской Федерации Д. Медведев
2 августа 2010 года
№ 966
 
 
 
Конституция Российской Федерации
 
Статья 80
 
      1. Президент Российской Федерации является главой государства.
      2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
      3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
      4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
 
 
 
Федеральный закон
от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
 
      Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
      Президент Российской Федерации:
      а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
      б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;
      в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
      г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
 
 
Форма входа


Календарь новостей
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz